Водопровод в
Кронштадте появился значительно раньше, чем в Петербурге. В начале
1804 г. по указанию императора Александра I морским ведомством
были проложены дубовые трубы
Отсутствие на острове Котлин источников
доброкачественной питьевой воды и нередкая затруднительность получения
жителями пресной воды дали мысль о проведении воды из Невской
струи, которая достигает Кронштадта и в виде течения проходить
по северному и южному фарватеру залива. Вопрос об устройстве в
Кронштадте водопровода заинтересовал Императора Александра I,
благодаря чему это дело быстро получило разрешение в морском ведомстве,
которое ассигновало необходимые суммы и приступило к работе. В
1804 году был открыт в Кронштадте первый водопровод с деревянными
трубами1). Он обслуживал только морские казармы и госпиталь,
а город в это время пользовался водой почти исключительно из так
называемого, обводного канала, который в виде прямоугольника вдается
в город с южной стороны его1).
В 1827 году решено было перестроить
и расширить его сеть — заменить сгнившие деревянные трубы чугунными,
а также установить новую паровую машину. Первый проект водопровода
был составлен архитектором А. Н. Акутиным. По нему предполагалось
не только подвести воду к каждому дому, но и поднимать её до уровня
третьего этажа (такая высота зданий в Кронштадта того времени
была максимальной). Проект был весьма передовым (достаточно сказать,
что в Петербурге того времени ничего подобного не существовало),
но он так и остался нереализованным. Л. Л. Карбоньер, на рассмотрение
которого проект был представлен в апреле 1827 года, одобрив его
в принципе, нашёл, что для экономии средств вполне можно обойтись
без подводки воды к домам, а подъём её ограничил высотой в 3 метра,
иначе была нужна гораздо более мощная подъёмная машина, чем предполагалась
первоначально. И проект Н. А. Акутина в соответствии с этими замечаниями
был переработан2).
Новое здание для водоподъёмной
машины по окончательному варианту проекта по указанию императора
Николая I поставили так, «чтобы оно находилось от Петербургских
ворот в одинаковом расстоянии с лютеранской церковью, стоящей
напротив, чтобы образовалась регулярная площадь.» Фасад здания
приказано было сделать подобно противостоящей церкви2). .
В 1837—1839 годах было возведено
двухэтажное купольное здание с шестиколонным портиком, в котором
стояли две паровые машины по восемь лошадинных сил каждая. За
зданием находился водоём, куда вода поступала самотёком из залива,
из него поднималась машиной в резервуар, помещавшийся на втром
этаже башни. Из верхнего резервуара вода поступала в морской госпиталь
и учреждения флота, а из второго — в городские фонтаны, из которых
жители города и брали питьевую воду. Фонтаны, в основном, располагались
в центре Кронштадта: «Андреевский» вблизи собора, «Екатерининский»
на одноимённой улице, «Киселёвский» недалеко от Богоявленской
церкви3).
Проект здания водоподъёмной
машины был выполнен Кронштадтской инженерной командой и подписан
инженер-подполковником В. П. Лебедевым. Строитетельство велось
под наблюдением инженер-капитана Татаринова.
Во второй половине
XIX века здание водоподъёмной машины было перестроено и получило
современный вид. Водопровод с чугунными трубами и общим протяжением
около 4-х верст, хотя и был лучше первого, но все же обладал следующими
важными недостатками: во первых, длина водопроводной сети была
слишком мала, во-вторых, количество доставляемой воды было недостаточно1).
Вплоть до начала 70-х годов
XIX века Морское ведомство обеспечивало водой, причём совершенно
бесплатно, ещё и многие гражданские объекты города. Поскольку
это бремя тяготило моряков, то они постоянно терзали Городскую
думу вопросом о строительстве водопровода самим городом.
В 1868 году появился на свет
«Проект обеспечения Кронштадта от распространения больших пожаров
и для снабжения жителей водой» начальника строительной части генерал-майора
Н. Л. Эйлера3). Но, денег на этот прект не нашли. В последующие
годы был выдвинут ещё ряд проектов.
В 1874 году был заключён договор
о прокладке водопровода сроком на 35 лет между городом и подрядчиками
— инженер-полковником С. И. Ясюкевичем и почётным гражданином
Кронштадта И. Н. Синебрюховым.По соглашению, строители обязались
проложить 23 версты трассы с устройством разборных колонок, пожарных
кранов, фонтанных водоёмов. С весны 1875 года началась прокладка
труб. 16 декабря 1875 года вода поступила во все дома, с хозяевами
которых были заключены договоры. Частные домовладельцы платили
за воду по 8-ми копеек за 100 вёдер , а в общественных водоёмах
бралась плата до 10 копеек за 100 вёдер. Бедные брали воду из
водоёмов в ручную мелкую посуду бесплатно1).
Качество воды было неважное.
Оно зависело от течений, уровня воды в заливе, загрязнённости. При низкой воде водопроводы переставали
действовать. Усиливались кишечные заболевания, особенно в летние периоды.
Во время холерной эпидемии
в 1910 г. в Кронштадте был применён опыт обеззараживания воды
и водопроводной сети по способу проф. Дзжерговского. Этот способ
основан на выделении из раствора хлорной извести, при помощи серной
кислоты, — хлора, «который в количестве 10 миллиграмм на литр
убивает в течение 5—10 минут почти все вегетативные формы микробов,
в особенности холерных, обладающих очень малой сопротивляемостью
по отношению к обеззараживающим веществам»1).
Это, по-видимому, были первые
в мире опыты по хлорированию водопроводной воды. 18 января 1910
года вступил в строй новый водоприёмник, построенный Морским министерством,
а 14 августа 1910 года в присутствии главного доктора Морского
госпиталя В. И. Исаева , городского головы В. Г. Гуляева, инженеров
В. П. Шаверновского и С. Н. Сысоева приступили к созданию установки
по хлорированию воды, которую ввели в эксплуатацию 24 августа.
В 1932 году водопроводное
хозяйство находилось в плачевном состоянии. Вода не поднималась
выше третьего этажа.. В 1932 —1937 годах в северо-восточной части
острова был построен новый водоприёмник, новые отстойники, фильтры,
реагентное хозяйство. Заменённое оборудование увеличило мощность
водопровода, и позволило снабжать население Кронштадта относительно
сносной по качеству водой4).
В 1962 году началась прокладка
мощной подводной магистрали, соединившей Кронштадт с гостилицким
и вильновицким источниками родниковой воды, расположенных недалеко
от Ломоносова. В 1969 году вода стала поступать жителям Кронштадта.
В 1999 году «Водоканал» завершил
работы по прокладке трубопровода от Гостилицких источников у посёлка
Петровское. Для промышленных целей используется очищенная вода
из залива3).
Здание водонапоргой башни реконструировали, и в 2006 году передали
Кронштадтскому историческому архитектурно-художественному музею
(ныне «Музей
истории Кронштадта»).
Благодаря «Водоканалу» кронштадцев
и гостей города радуют 5 фонтанов.
1) Тимофеевский.
Ф. А. Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта. Кронштадт,1913. С. 200—205.
2) Розадеев
Б. А., Сомина Р. А., Клещеева Л. С. Кронштадт. Л.: Стройиздат,
1977, С.98—99.
3) Соколов
А. К. Кронштадт.. История длиною в 300 лет. СПб.: Знание, 2018.
С. 568—570.
4) Сочагин А. Г. Кронштадт в открытках конца XIX—начала XX века, СПб.: ИП Комплекс, 2004, С. 130.
|
|
|