Гавани Кронштадта
Кронштадт
Символика 
История 
Музеи 
Форты 
Галереи 
Главная > История > Гавани Кронштадта
 
Справочник
Карты и планы
Книжная полка
  

Гавани Кронштадта

 

Флот рос. Мели устья Невы не давали возможности большим кораблям подходить к Петербургу. У острова Котлин, к западу от которого заканчивалось мелководье, не было удобных для стоянки кораблей бухт. Кораблям приходилось ждать подъёма воды и вставать на зимовку  в Петербурге, что было не только не удобно, но и опасно. К тому же, суда с материалами, продовольствием и оружием для береговых батарей, не имели возможности подойти близко к острову.

И в 1709 году, по распоряжению Петра I, приступили к строительству пристани. Через год пристань была готова, но к ней могли приставать только суда с малой осадкой. Тогда Пётр I поручил Э. Лейну строительство первой гавани у острова Котлин. К строительству приступили в 1712 году.

Стены гавани строили также, как и основание Кроншлота — ящики-ряжи загружали камнями и опускали на дно. Не хватало рабочих рук, материалов на острове не хватало, — их доставляли из Петербурга. Строительство затягивалось, но не прекращалось. Старая гавань была построена в 1714 году, и стала удобной стоянкой для кораблей в зимнее время.

Недостатком Старой гавани было то, что она была тесна для всё увеличивающегося флота, и располагалась близко к рейду, что позволяло подойти к ней близко вражеским кораблям..

В 1715 году, по проекту Петра, начали строительство новой гавани. При её строительстве использовались ящики-ряжи Старой гавани, которые переносили на новое место. На стенах гавани возводили деревянные брустверы, которые засыпали грунтом и обкладывали дёрном. Глинистый грунт завозили из Петергофа и смешивали его с песком. Получалось надёжное укрытие от вражеских ядер для гарнизона и артиллерии.

Первые упоминания о строительстве Купеческой гавани содержатся в письме А. Д. Меншикова Петру I в 1718 году. А в 1720 году, в результате соединения стеной Военной и Купеческой гавани, образовалась Средняя гавань. На стенах гаваней в 1720 году было размещено около 120 пушек. Гавани стали не только удобной стоянкой для кораблей, но и мощной защитой рейда.

В середине XVIII века стены гавани местами обветшали. В 1734 году была создана комиссия, проведены экспериментальные каменные работы в Военной гавани, которые показали, что применяемые растворы теряли свои свойства при соприкосновении с водой, а наилучший результат достигался при укладке стен диким олонецким камнем (гранитом).

Стоимость работ при обкладке стен диким камнем оценивалась в 3 миллиона рублей, тогда как укрепление деревом — в 132 796 рублей 78 копеек! Гавани укрепили деревом. Лишь в 1781 году, императрица Екатерина II подписала указ о создании каменной гавани в Кронштадте.

Комиссию по строению каменной гавани было возложено на инженер-генерала Ф. В. Баура, а после его смерти в 1783 году — на адмирала Грейга. В 1785 году Екатерина II подписала рескрипт, по которому надо было произвести работы по углублению Военной, Средней и Купеческой гавани.

Разборку старых стен производили на метр ниже ординара, после чего выравнивали стену мелким камнем, делали ящики из толстых досок и откачивали воду. Затем облицовывали гранитом, скреплённым железными тягами. Пространство между гранитными плитами засыпали песком и мелким камнем. Дноуглубительные работы производили 190 человек с помощью пяти дноуглубительных машин. Поднятый грунт вывозили на берег.

Большие неприятности приносили наводнения. Так, после наводнения 1824 года, повреждения получили защитные стенки гавани и стоящие на них батареи. Огромные разрушения понёс Кронштадт. Были снесены почти все деревянные строения, за исключением лишь находящихся в районе Горы, куда не дошла вода. Но, в первую очередь, приступили к восстановлению гаваней и других морских укреплений, понимая их особую важность для государства.

Гавань не только восстанавливали, но и строили новые бастионы и полубастионы. В 1826 году на углу Купеческой гавани возвели деревянную двухъярусную батарею, в которой разместилось 24 орудия. А в 1841 году на этом месте решили возводить трёхъярусную казематированную батарею для защиты Малого рейда. Батарею, по проекту И. А. Заржецкого, выполненного им за три недели, возводили с 1843 по 1850 год. Сорок четыре орудия расположились на четырёх ярусах. Назвали батарею в честь адмирала Князя Меншикова, управлявшего Морским Министерством.

В 1896 году батарея «Князь Меншиков» была выведена из состава оборонительных сооружений по причине развития артиллерии.

В годы Великой Отечественной войны в гаванях Кронштадта базировался и подводный флот. На стенах гаваней размещались орудия для защиты Кронштадта от десанта и отражения атак с воздуха.

Гавани Кронштадта, воплощение воли Петра, созданные трудом многих тысяч людей, служат людям и сегодня...

Средняя гавань. Кронштадт.
 
 
 
 <<< Губернские дома Петровский док >>> 
   © Кронштадт, Валерий Играев, 2003—2016. * [email protected]