Окреп в Северной войне российский флот,
всё больше стало приходить иностранных
кораблей. Только 22 июня 1715 года, Пётр I
встречал одновременно 45 английских и
голландских кораблей. Для того, чтобы
можно было быстро ремонтировать корабли, был необходим сухой док.
По проекту Петра I надо было устроить док и глубокий бассейн. Идея заключалась в том, что док должен был осушаться быстро, путём слива воды из дока в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Из бассейна вода,
не спеша, откачивалась бы насосом с ветряным двигателем. При поездках в Европу, Пётр изучал устройство голландских и английских доков, недостатком которых была длительная откачка воды (более месяца откачивалась вода).
Строительство канала с доком начали в 1719 году. Из указа Петра от 8 мая 1719 года:
«начать канал вблиз соборной церкви Св. Апостола Андрея Первозванного от берега морского до доков, и доки, также и стороны у канала отделать».
Для строительства переводили солдат из Выборга, Пярну, Москвы. Чтобы местные мужики не отлынивали от тяжких работ — их распределяли по батальонам. За первый год планировалось прорыть канал в 180 саженей длины, 15 саженей ширины и 2 саженей глубины. На работах было занято около 3000 человек.
Но людей и материалов не хватало, и время строительства затягивалось. Тогда к Петру обратился комиссар Пётр Никифорович Крекшин с просьбой доверить ему прорыть канал. Он предлагал ещё более расширить канал до 16 саженей и углубить — до 4,5 саженей. Для организации работ Крекшин просил 100 ломов, 2000 лопат, 1000 кирок, 800 тележек, а также порох и подрывных дел мастера для подрыва крупных камней. Срок сдачи канала был май 1721 года. В случае срыва работ Крекшин отвечал не только всеми затраченными деньгами и своим движимым и недвижимым имуществом, но своей жизнью.
При прокладке канала возникали большие трудности, — приходилось переносить многие строения и огороды не без вмешательства самого Петра. Но к 1722 году канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению стен канала. Была построена водокачка с ветряным двигателем —
«великая над каналом башня».
Пётр I так и не увидел окончания строительства своего детища. В 1724-1725 годах всё ещё велись работы по обустройству канала и доков. После смерти Петра, строительные работы в Кронштадте пришли в упадок, но работы на канале и доке продолжались.
В 1732 году, при царевне Анне Иоановне, была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И. фон Люберасом для осмотра канала. И. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Работы начались. Стены канала выкладывали из тёсанного камня. Но, строительство, которое инженер планировал завершить за три года, растянулось ещё на 15 лет.
Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, — она сама запустила шлюзовые механизмы.
Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры. Генерал-майор И. фон Люберас был награждён орденом Св. Андрея Первозванного.
Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Для середины XVIII века это было грандиозное сооружение! В
1774 году на берегу бассейна Петровского дока начали устанавливать первую в России паровую машину для откачки воды. Её доставили из Шотландии и устанавливали в Кронштадте около двух лет. Посередине северного берега докового бассейна построили специальное сооружение. После ввода чудо-машины в эксплуатацию доковый бассейн стало возможным осушать за девять дней. Паровая установка прослужила более 75 лет!
Часть Петровского дока служила для ремонта кораблей до 2008 года. Бассейн дока служит украшением Кронштадта, а основные доковые сооружения находятся в плачевном состоянии, хотя имеют очень внушительный вид.
|