|
|||||||||
Рыбные ряды |
|||||
Место между Итальянским прудом и Каботажной гаванью с момента своего возникновения было предназначено для портового хозяйства. Портовое положение способствовало развитию торговли. Торговля велась активно — экипажам кораблей необходимо было продовольствие, корабельные снасти, материалы. На этом месте стали устраивать лавки. В 1815 году на месте Рыбных рядов располагалось несколько деревянных лавок. Пожар, возникший в 1826 году на соседней Лесной бирже, перекинулся на лавки Рыбных рядов, и уничтожил их полностью. В 1827 — 1828 годах построили новые Рыбные ряды в камне. К сожалению, имя автора здания Рыбных рядов до нас не дошло. Галерея с квадратными в плане колоннами, располагалась с западной, северной и южной стороны здания. С галереи был вход в многочисленные лавки торговцев. С восточной стороны здания располагались складские помещения. С этой же стороны находились колодцы для живой рыбы с чугунными решётками. О тех далёких временах сообщает фельетон газеты «Кронштадтский Вестник» в 1862 году: «Мы уже говорили когда-то, что город наш летом совершенно изменяет свою физиономию: постоянные обитатели разъезжаются, кто на дачи, кто в море, кто с утра до вечера, не исключая и праздников сидит в конторах, в таможне; за то появляются новые лица, приходят купеческие суда, на улицах видны иностранные шкипера, каптены, матросы; в рыбном ряду, нашем летнем рынке, кипит деятельная мелочная торговля, слышатся диалекты всех возможных стран; для непривычного уха как-то странно слышать, как приказчики в лавках, наши простые ярославские мужики бойко объясняются по-английски и по-французски. Способность и изворотливость русского ума проявляется здесь во всей своей неприкосновенности и наивной простоте. Для наблюдения нравов и изучения разнообразных особенностей, разных национальностей, Рыбный ряд представляет превосходную школу» Людным это место оставалось долго. Как видно из фельетона — Рыбный ряд считался летним рынком. С пристани Каботажной гавани осуществлялось сообщение с Ораниенбаумом. Лёд пробивали превые в мире ледоколы «Пайлот» и «Бой» с ранней весны до поздней осени. Первый ледокол «Пайлот», построенный на заводе Михаила Осиповича Бритнева, был спущен на воду в Каботажной гавани в апреле 1874 года.
После открытия Морского канала, положение кронштадтских торговцев начало постепенно ухудшаться, но торговля в Рыбных рядах продолжалась ещё долго. Пароходное сообщение с пристани Каботажной гавани осуществлялось и после Революции, вплоть до начала Великой Отечественной войны. Здание Рыбных рядов заняли военные. На территории бывшей Лесной биржи, расположился кронштадтский Подплав. Отсюда уходили в бой экипажи подводных лодок. В память о тех героических годах, на территории Подплава, установили памятник А. И. Маринеско и экипажу легендарной подводной лодке С-13. Он располагается чуть южнее здания Рыбных рядов. В 70-х годах XX века здание реставрировалось по проекту архитектора М. И. Болотникова. В здании Рыбных рядов — памятнике архитектуры XIX века, в настоящее время располагается военный склад, свободного доступа к нему нет. Но, остаётся надежда, что это историческое место Кронштадта — Рыбные ряды, здание Таможни, набережная Итальянского пруда, Голландская кухня, — военные передадут городу, и все исторические памятники будут восстановлены.
|
|||||
<<< Голландская кухня | Андреевский собор >>> |
© Кронштадт, Валерий Играев, 2003—2016. | * [email protected] |