15 мая 2009 г. в Историческом архитектурно-художественном музее г. Кронштадта открыта выставка «История кораблекрушений», которая проработает до сентября этого года. Открытие выставки является первым шагом в реализации проекта создания на острове Котлин нового морского музея.
На выставке представлены уникальные предметы, поднятые за последние годы с кораблей и судов, затонувших в Финском заливе: шведского судна конца XVI в., линейного корабля «Портсмут», немецкого флейта «Архангел Рафаил», шлюпа «Свирь», фрегата «Олег», броненосца «Гангут», норвежского барка «Эмблем» и др. Большая часть предметов передана в музей в результате работ по реализации проекта «Подводное наследие России» под руководством С. С. Кобылянского и А. В. Лукошкова. Выставка подготовлена при содействии Центрального военно-морского музея и издательства «Нептун XXI век».
Особый интерес представляют раритеты с корабля «Портсмут», потерпевшего крушение на Лондонской отмели осенью 1719 года. Этот корабль был построен в Голландии по чертежам, разработанным Петром I, участвовал в Эзельском бою 24 мая 1719 г., будучи флагманским кораблем Н. Сенявина. Это была первая победа русского парусного флота в открытом море, которую царь Петр назвал «добрым почином российского флота».
Некоторые предметы, пробывшие на морском дне от ста до трехсот лет достаточно хорошо сохранились и дают представление об устройстве исторических судов, быте моряков разных стран.
Хотя основу экспозиции составляют предметы с затонувших кораблей в Финском заливе, тематика выставки значительно шире. Здесь представлена информация о крупнейших мировых катастрофах на море, подводных кладах, найденных и утраченных сокровищах; показан мировой опыт по подъему, консервации, реставрации исторических судов. Северная часть Петровского дока Кронштадта - лучшее место для реализации в будущем такого проекта в России.
Полезны посетителям окажутся сведения о правовом статусе подводных объектов, проблемах сохранения морского подводного наследия. Организаторы выставки надеются, что она будет интересна и специалистам-историкам, подводным археологом, дайверам, и широкому кругу посетителей.
|