|
|
Кронштадт5) встречал знаменитый ботик Петра Великого дважды: на параде в честь встречи самого ботика с военными кораблями 11 августа 1723 года, когда Петр I сам правил рулём ботика, и на военно-морском параде 3-го июля 1836 года при участии императора Николая Павловича,
Пётр Великий: «Смотрите, как дедушку внучаты веселят и поздравляют! От него при помощи божеской флот на юге и севере, страх неприятелям, польза и оборона государству!» 1)
1 июля 1723 года Его Императоркое Величество Петр I указал адмиралу и вице-президенту Крюйсу, обер-цехмейстеру Отто и капитан-командору Синявину ехать из С. Петербурга с ботиком на Котлин остров.
7 августа ботик был доставлен к Котлину, а 11 августа, во вторую годовщину Ништадского мира, были устроены торжества. Как доносил Кампредон французскому королю: «царь повелел торжественно доставить указанное судно из Петербурга в Кроншлот в сопровождении 120 яхт, или буеров, на которых находились его министры и служащие как гражданские, так и военные.
«Св. Николай» вступил в Кроншлот при громе салютов в три тысячи пушечных выстрелов. Его спустили на воду и обвели вокруг всего флота, причем царь правил рулем, генерал-адмирал Апраксин и адмирал Крюйс гребли, а кн. Меншиков, занимающий пост адмирала синего флага, исполнял должность генерал-адмирала при салютовании. Торжество закончилось большим пиром в палатке, на берегу моря» 2).
Сохранились сведения о кораблях, учавствовавших в параде. У острова Котлин стоял 21 линейный корабль.
В авангарде (от востока) стояли корабли: Ревель, Фридемарк, Пантелеймон, Лесное, Исаак-Виктория, Св. Андрей, Полтава.
В кордебаталии стояли корабли: Марльбург, Фридрихштат, Москва, Гангут, Астрахань, Св. Пётр, Выборг.
В Арьергарде стояли корабли: Крейсер, Норд-Адлер, Ингерманланд, Св. Екатерина, Св. Александр, Нептун, Св. Михаил. Флагманы поднимали свои флаги. В авангарде на корабле Лесное - синий флаг, в кордебаталии на корабле Гангут - белый флаг, в авангарде на корабле Св. Екатерина - красный флаг.
На кораблях находились: на Гангуте - генерал-адмирал Апраксин, на Лесном - адмирал синего флага Корнелиус Крюйс, на Св. Екатерине - адмирал красного флага Пётр, на Фридрихштате - вице-адмирал белого флага князь Меншиков, на Фридемарке - вице-адмирал синего флага П. Сиверс, на Норд-Адлере - вице-адмирал красного флага Томас Гордон, на Св. Петре - шаутбенахт белого флага Томас Сандерс, на Св. Андрее - шаутбенахт синего флага - Наум Синявин, на Нептуне - шаутбенахт красного флага лорд Дуфус.
К этому описанию торжеств в честь ботика сохранилось описание Андрея Константиновича Нартова: «Когда по возвращении в гавань произведен был залп, то государь, выходя из ботика к встречающей его императрице и ко всем министрам и флотским адмиралам, сказал: «Смотрите, как дедушку внучаты веселят и поздравляют! От него при помощи божеской флот на юге и севере, страх неприятелям, польза и оборона государству!» Во время стола, когда пили здоровье ботика, то Петр Великий говорил: «Здравствуй, дедушка! Потомки твои по рекам и морям плавают и чудеса творят; время покажет, явятся ли они и пред Стамбулом»1)
В последний раз ботик выводился в царствование императора Николая Павловича, 3 июля 1836 года.
Это торжество, по характеру своему, было единственным повторением Петровского; в обоих случаях знаменитый дед торжественным образом являлся перед своим потомством.4)
28 июня против нового адмиралтейства ботик взят на буксир пароходом Охта, и поднят был адмиралтейский флаг. Пароход Охта повел ботик в Кронштадт и по приближении его Кронштадтская крепость встретила ботик салютом 31-м выстрелом.
Здесь ботик поставлен был в военной гавани, и к нему для дежурства наряжен былъ штаб-офицер, на часы же поставлены два унтер-офицера гвардейскаго экипажа.
2 июля, около 6 часов вечера, ботик был выведен из военной гавани в среднюю и поставлен на стоявший тут военный пароход Геркулес, на который тогда же перенесли и адмиралтейский флаг. На шханцах этого парохода, для помещения ботика, было устроено особое возвышение, наравне с ютом, так, чтобы ботик был хорошо видим с кораблей, когда повезут его мимо флота. Возвышение это покрыли алым сукном, со свесами до палубы парохода. На время церемонии к ботику, кроме караула от гвардейского экипажа, состоявшего из обер-офицера, двух унтер-офицеров и 14 рядовых, поставлен был почетный караул роты дворцовых гренадер, из одного штаб-офицера, одного обер-офицера, трех унтер-офидеров, двух музыкантов и 14 рядовых. От каждаго флотского экипажа «в виде депутатов» велено было прислать на пароход Геркулес заслуженных квартирмейстеров и матросов, а также из каждой (морской) артиллерийской бригады по одному нижнему чину. У самаго ботика поставлены шесть часовых: у кормы—два дворцовых гренадера, по бокам против средины, — два унтер-офицера гвардейского экипажа и у носу — два гардемарина. На баке ботика разложен бы штандарт, сохранившийся от времен Петра Великого.
В назначенный для церемонии день, 3 июля, погода стояла прекрасная, небо было ясно и дулъ тихий западный ветер. Множество желающих видеть такое редкое торжество прибыли из Петербурга и Петергофа на частных пароходах. На рейде, под начальством адмирала Кроуна, стоял весь Балтийский флот за исключением эскадры, находившейея на пути из Архангельска.
Среднюю линию составляли 26 кораблей; в параллель корабельной, стояла к югу линия фрегатов, а к северу мелких судов. Кроме того, на рейде были: 3 корвета, 5 парохдов участвовавшие в церемонии, и один брандвахтенный фрегат, державшийся во все время под парусами. Таким образом, всего на рейде при шествии ботика находилось 72 военных судна.
Ботик был установлен на пароходе Геркулес, а все корабли Балтийского флота выстроены в три кильватерные колонны на Кронштадтском рейде. Геркулес с ботиком на палубе прошёл вдоль линии кораблей, салютовавших ему артиллерийскими залпами. Расцвеченные флагами иностранные корабли при приближении к ним Геркулеса салютовали ему.
Поутру 3-го июля, пароход Геркулес стоял на малом кроиштадтском рейде, под адмиралтейским флагом. В полдень двинулись из Петергофа военные пароходы. Передовой из них, Ижора, под флагом генерал-адмирала, приближаясь к Кронштадту в половине 1-го часа по полудни, салютовал ботику 31 выстрелом, подойдя же к Геркулесу, все пароходы вместе с ним шли на большой рейд.
Геркулес с ботиком открывал шествие, за ним следовал пароход Ижора, далее пароходы Александрия, Нева и Охта. Все почести отдаваемы были ботику, по мере того, как он приближался к большому рейду.
Сухопутные войска, поставленные на бастионах средней и купеческой гаваней, при проходе ботика делали на караул, били поход и кричали ура! Потом салютовал ему, 31 выстрелом, флагманский корабль, а после того, в час пополудни, когда пароход Ижора приблизился к линии кораблей, крепость и адмирал салютовали поднятому на Ижоре флагу генерал-адмирала 21 выстрелом, на что отвечали им с парохода 11 выстрелами. Вскоре за тем на всем флоте послали людей по реям, и Геркулес, сопровождаемый прочими пароходами, пошел вдоль корабельной линии, по северную её сторону. При прохождеиии ботика, на каждом корабле, караул отдавал ему честь с барабанным боем и люди, стоявшие на реях, кричали пять раз ура!
Геркулес, обойдя всю корабельную линию и возвращаясь по другой её стороне, в половине 3 часа пополудни, встал на якорь против адмиральского корабля по северную его сторону. Тогда на ботике подняли штандарт и со всего флота, крепости и отдельных фортов на рейде произведен был салют из всехъ орудий. По окончании общего салюта, пароход Геркулес отвечал, вместо ботика, 7-ю выстрелами, и тогда же по сигналу генерал-адмирала, люди сошли с реев и марсов, и все суда разцветились флагами.
После того Государь император, находившийся со всею августейшею фамилиею во все время церемонии на пароходе Ижора, в 3 часа пополудни, отправился на пароход Геркулес, имея на катере своем флаг генерал-адмирала. За императором следовали морские начальствующие лица на катерах, под флагами, присвоенными их званию. По отдании на Геркулесе чести ботику, его величество и все бывшие с ним особы возвратились на пароход Ижора и, в З 1\2 часа пополудни, Геркулес, сопровождаемый прочими пароходами, пошел с рейда. На судах, мимо которых проходил ботик, караулы отдавали честь и били поход. Государь император, проводив Геркулес до малого рейда, возвратился в Петергоф.
После этого, ботик тем же порядком отведен был в С.-Петербург и, на другой день, сдан адмиралтейств-советом в Петропавловскую крепость.
1) Л.
Н. Майков, Рассказы Нартова о Петре Великом. СПБ., 1891, стр. 77.
2) Lettre
de m. de Campredon au roi. St. Petersbouig, le 3 Septembre 1723. Сборник
Русского Исторического общества, т. XLIX, стр. 370
3) Е.
В. Тарле. «Русский флот и внешняя политика Петра I», М. , Военное издательствово
Министерствава воор.уженных сил Союза ССР, 1949.
4) Ф.
Ф. Веселаго. «Дедушка русского флота. 1688-1832». Русская старина, 1871.
— т. 4. - № 11
5) Ф.
А. Тимофеевский. Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта.
1913.
.
|
|
|
Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика |
Озеро Льняное в Измайлово, где плавал на ботике Пётр |
Торжественная встреча на рейде Кронштадта эскадрой Балтийского флота ботика Петра I |
Большой рейд в Кронштадте С картины И. К . Айвазовского |
Смотр Балтийского флота Николаем I на пароходе Невка в 1848 году С картины А. П. Боголюбова |
Памятник Петру I в Измайлово (Москва) |
|