|
|
||||||||||||
Кронштадтское Потёмкинское Адмиралтейство |
|
В Кронштадте 24 мая начали закрывать следы преступной халатности командования воинской части, которое управляет Кронштадтским Адмиралтейством. Магазины (здания складов), стоящие вдоль северной части Обводного канала пришли в ужасающее состояние, которого не было ни в годы Великой Отечественной войны, ни, даже, в лихие 90-е. Крышу зданий длительное время просто не ремонтировали, отчего сырели стены, — местами стены, которые выстояли 200 лет, стали рушиться, а на крыше выросли настоящие деревья.
13 мая 1783 года в Петербургском Адмиралтействе произошел пожар. Разрушения, вызванные огнем, были очень велики. Близость Адмиралтейства к Зимнему дворцу, его положение в центре города, постоянная угроза пожара — всё это послужило причиной для указа Екатерины II от 28 мая 1783 года о переводе Адмиралтейства в Кронштадт. 17 июня 1783 года комиссия, в которую входили члены Адмиралтейской коллегии А. Н. Синявин, вице-адмирал И. А. Борисов, вице-адмирал П. И. Пущин, главный командир Кронштадтского порта адмирал С. К. Грейг, осмотрела остров и избрала местом размещения адмиралтейских зданий территорию вокруг канала имени Петра I. 8 марта 1785 года был утверждён "Генеральный план для строения Адмиралтейства в Кронштадте, сочинённый адмиралом Грейгом". Официально автором проекта считался С. К. Грейг, ему принадлежали установочные идеи. Но не будучи архитектором, он не мог профессионально составить важнейший для формирования Кронштадта проект планировки. Вероятно, автором его был архитектор М. Н. Ветошников, командированный в мае 1784 года адмиралтейской коллегией в Комиссию адмиралтейского строения в Кронштадте для составления детальных проектов и ведения строительства. Проект Адмиралтейства 1785 года был осуществлён только частично. Наиболее интенсивно строительство велось в 1785—1796 годах. За это время были построены магазины на Обводном канале, канатно-прядильный завод со смольней и пеньковым сараем, сухарный завод, лесной сарай, кузница. Обводный канал строился с 1785 по 1827 год. На северной и западной стенках Обводного канала, на территории Адмиралтейства, стоит семь одинаковых зданий провиантских и адмиралтейских магазинов. Построены они были в 1787—1798 годах также по проекту Ветошникова. Здания двухэтажные кирпичные, стены неоштукатуренные, с расшивкой швов. Со стороны адмиралтейства каждый магазин имеет по четыре наружные кирпичные лестницы, ведущие на второй этаж. Над дверями устроены краны для подъёма тяжестей. Первый этаж со сводами. После смерти М. Н. Ветошникова всё строительство в Кронштадтском Адмиралтействе велось В. И. Баженовым, бывшим в 1793—1799 годах главным архитектором Адмиралтейства, а два здания — лесной сарай и сухарный завод — построены по его проектам. Баженов уделял большое внимание стройке. Для него, отличавшегося исключительной скурпулёзностью, характерны детальные указания подрядчику (прим. — при строительстве служительских флигелей): например, указание — каждый кирпич с наружной стороны покрывать горячим салом с цементом, дабы он был лучше вогнан, а если сало застынет, пройтись по нему горячим железом как утюгом. Прошло ещё несколько лет. Мысль о переводе Адмиралтейства в Кронштадт отпала. Но, значение строительства в Кронштадте Адмиралтейства трудно переоценить.
Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». На сайте ЮНЕСКО метка Historical Part of the Town of Kronstadt стоит прямо на той самой крыше Кронштадтского Адмиралтейства, остатки которой преступно пытаются спрятать от глаза Президента России. 1) Из книги Розадеев Б. А., Сомина Р. А., Клещеева Л. С. Кронштадт (Архитектурный очерк), Л. Стройиздат, Ленинградское отделение, 1977, 144 с. с илл. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|