Кронштадт
Символика  
История  
Музеи  
Форты  
Галереи  
 
Кронштадт
 
Справочник
Карты и планы
Книжная полка  
   

Кронштадт в 1917 году
 



     

     Февральская революция

     Февральская революция 1917, в России — результат резкого обострения экономического и политического кризиса в стране в связи с войной и хозяйственной разрухой, в итоге которой было ликвидировано самодержавие.

     23 февраля в Петрограде стихийно начались антивоенные митинги, вызванные нехваткой продовольствия в столице, перешедшие в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией, а 24–25 февраля – во всеобщую забастовку. 26 февраля начались бои с войсками. С обеих сторон имелись человеческие жертвы. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которыми были заняты важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Временный комитет Государственной думы (27 февраля 1917, председатель – октябрист М. В. Родзянко). Временный комитет сформировал правительство. Кроме того, был избран Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. В ночь с 28 февраля на 1 марта восстал Кронштадт. Двоевластие стало фактом. 1 марта по старому стилю новая власть установилась в Москве, Кронштадте, а в течение марта – по всей стране. 2 марта Николай II отрёкся от престола.
     Несмотря на то, что в Кронштадте, сопротивление властей было незначительным, тем не менее, по не полным данным было убито 39 приверженцев самодержавия. Кроме того, около 500 арестовано. Склонность к решительным действиям, кронштадтцы показали и в дальнейшем. В своей основе резолюции, принимаемые на Якорной пл. – кронштадтском вече в течение 1917 г. были левее, чем у представителей самых левых партий, а действия кронштадтцев отличались своей решительностью.
     Февральская революция не смогла решить назревших вопросов: прекратить непопулярную в народе войну, наделить крестьян землей, справиться с экономическими трудностями, решить национальный вопрос. Это привело к октябрьскому вооруженному восстанию и последующей Гражданской войне.
     Кронштадтское восстание 1917 г. является составной частью Февральской буржуазно-демократической революции 1917, в результате которой было свергнуто самодержавие и созданы условия для перехода к демократическим преобразованиям. Перед ней стояли коренные задачи демократического преобразования страны: свержение царской монархии, установление демократической республики, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение национального гнёта.
     Не только экономическая отсталость, но и недоверие царизма к отечественной буржуазии, привели к запоздалому переходу экономики на военные рельсы и низкому использованию промышленного потенциала страны. Поэтому из всех воюющих стран Россия переживала наибольшие экономические потрясения, и к началу 1917 г. оказалась перед лицом хозяйственной катастрофы, которая привела к социальному взрыву. Преобразования в обществе получили революционное продолжение.
     В 1917 г. сменилось четыре состава Временного правительства. Они были созданы 2 марта, 5 мая, 24 июля и 25 сентября. С 1 по 24 сентября существовала т. н. Директория из 5 человек. Министерские посты в общей сложности занимали 38 человек, представлявших 10 партий, а также беспартийных; 60% из них входили лишь в один из составов правительства, т. е. исполняли свои обязанности 1—2 месяца. Эта министерская чехарда говорит, что популярность правительства была даже ниже чем при царе. (За 30 предыдущих месяцев сменилось 4 председателя Совета Министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра, 4 министра юстиции и земледелия). Начиная с мая, правительство было коалиционным, в него входили, в том числе и представители меньшевиков и эсеров. Это не только не принесло им популярности, но и исключило своевременное проведение намеченных ими мероприятий (социализация земли, созыв Учредительного собрания и т. д.).

     Революционный Кронштадт

     Демократия в России, а особенно в Кронштадте, приобрела не парламентский, а митинговый характер. Традиционные для России вече, сходки, всевозможные шествия получили самое широкое распространение и лишь изменили названия: митинг, демонстрация и т.д. Архитектура города способствовала этому: огромная площадь в центре города, широкие прямые улицы, наличие большого числа вместительных помещений, компактное размещение обитателей города.
     Якорная площадь задавала тон всей политической жизни Кронштадта и определяла погоду на заседаниях Совета. Петроградская “Маленькая газета” 16 апреля 1917 года писала: “А митинги в Кронштадте всесильны до того, что они отменяют решение специальной следственной комиссии, посланной Керенским в Кронштадт, снимают с нее полномочия и отправляют обратно в Петроград”.
     Кронштадт единственный город России в котором двоевластия в 1917 г. не было. В день приезда комиссара Временного правительства В. Н. Пепеляева в Кронштадт, 12 (25) марта 1917 года ему было объявлено “под расписку” постановление Исполкома, в котором указывалось, что “руководящим учреждением в гор. Кронштадте является Сов. Р. и С. Д.” Однако, первоначально непокорность заключалась, лишь в отказе выпустить из тюрем офицеров арестованных 1 марта. 13 (26) мая вышел конфликт между В. Н. Пепеляевым и Советом относительно кандидатуры на должность начальника милиции.
     16 (29) мая Кронштадтский Совет поименным голосованием постановил, что он “По делам государственного порядка вступает в непосредственные отношения с Советом Р. и С. Д. города Петрограда”. Солидная “социалистическая” газета “Новая жизнь” и менее солидная кадетская “Речь” в сравнительно приличных тонах писала об “анархическом акте” Кронштадтского Совета. В. Н. Пепеляев официально подал в отставку. Желтые, бульварные газетки начали заполнять свои столбцы “конкретным” выявлением кронштадтской “анархии”. Однако, газеты невольно привлекли к Кронштадту повышенное внимание. В город потянулись делегаты от различных городов и воинских частей.
     Во время июньского, а затем июльского кризиса Кронштадтцы также оказались наиболее непримиримыми оппонентами Временного правительства, что было заметно во время демонстраций 18 июня и 4 июля в Петрограде. Однако, во время мятежа генерала Корнилова, Керенский вынужден был обратиться к ним за помощью, и она была оказана.
     В октябре 1917 г. германский флот, несмотря на большое превосходство в силах не смог добиться решающей победы. Революционные моряки, стойко сражаясь с неприятелем, и не позволили противнику проникнуть в Финский залив. Новую страницу в историю Кронштадтские моряки вписали во время и после октябрьского вооруженного восстания.
     Политическая ориентация населения Кронштадта была нечеткой. В 1917 году больше всего было эсеров (около 4 тысяч), это эсеры-интернационалисты (левые эсеры), эсеры центра и правые эсеры. Кроме большевиков, в Кронштадте были меньшевики-оборонцы и меньшевики-интернационалисты, а также анархисты-синдикалисты и анархисты-коммунисты. Были и близкие к кадетам народные социалисты (энесы). В первый Совет вошло только 60 большевиков. Во втором Совете их было 91 (30,5%), эсеров 93, меньшевиков 46, беспартийных – 68. А в третьем: 98 (35,1%) большевиков, 73 эсеров (левых), 12 меньшевиков и 96 беспартийных объявивших себя "максималистами". Даже 17 октября на II Всероссийский съезд Советов от Кронштадта был выбран большевик И. П. Флеровский, а также максималист Н. Ривкин представлявший интересы мещанского общества т. е. "максимальных обывателей" которые составляли четверть населения Кронштадта или половину его гражданских жителей и, не смотря на определенную несуразность, под лозунгом: "Вся власть Советам" прошел анархист Х. З. Ярчук — абсолютный противник всякой власти. Лидер эсеров И. М. Брушвит едва собрал голоса своей фракции, но в последствии стал делегатом Учредительного собрания.

     Большевики

     Резолюции Кронштадтского Совета также по началу не были большевистскими. Так, резолюция большевиков о ноте МИД Временного правительства союзным правительствам от 1 мая о сохранении царских договоров с Англией и Францией собрала всего 36 голосов, а меньшевистско-эсеровская — 138. На заседании 11 мая Кронштадтский Совет, опять-таки вопреки большевикам, принял эсеровскую резолюцию о поддержке “Займа свободы”. И, наконец, после острых споров о вхождении социалистов в состав Временного правительства Совет принял меньшевистскую резолюцию, одобряющую участие социалистов в коалиционном правительстве.
     Влияние большевиков было далеко не случайным. Партии, вошедшие в правительство, метались между попыткой уладить ситуацию и соблазном подавления беспорядков. Сам факт их участия в правительстве, лишал меньшевиков и эсеров возможности проведения давно задуманных реформ, они уступили "протестное поле" большевикам не получив ни какой выгоды. С момента оформления партия большевиков отличалась от всех других течений социал-демократии, прежде всего своей концепцией организации партии, – жестко структурированной, дисциплинированной, состоящей в значительной степени из отборных революционеров-профессионалов. Партии – антипода расплывчатым массовым партиям, широко открытой для сочувствующих, для борьбы мнений и дискуссий, какими были российские меньшевики и почти все европейские социал-демократы. В партии большевиков, под воздействием гипертрофированного роста ее рядов и возвращения в Россию В. И. Ленина возобладало увлечение стратегией свержения существующего порядка.
     После июльской демонстрации в Петрограде и обвинения большевиков в содействии Германии по большевикам был нанесен серьезный удар. Но эффект был временный, ибо это обвинение уже использовали против царицы и ее окружения, Петроградского Совета после опубликования Приказа № 1 и таких деятелей как Г. Распутин, А. И Гучков, В. М. Чернов и даже А. Ф. Керенский. После не удавшегося мятежа Л. Г. Корнилов тоже получил ярлык германского агента. К тому же громче всех большевиков в шпионаже обвиняли, самые не популярные политики, а официального правительственного заявления так и не последовало.
     В Кронштадте авторитет большевиков только возрос. После разгрома большевистской газеты "Правда" ее временно замещала кронштадтская газета "Голос правды". Тем не менее, о подавляющем влиянии большевиков говорить не приходится. Если среди матросов преобладали большевистские настроения, то среди солдат наибольшим влиянием пользовались эсеры, к тому же много революционно настроенных солдат было отправлено на фронт. Среди строительных трудовых дружин преобладающим влиянием пользовались меньшевики и эсеры. Даже среди рабочих, в отличие от Петрограда влияние большевиков и вообще социалистических партий не было полным. Они не были даже объединены в профсоюзы, это объяснялся тем, что в годы царизма их состав тщательно фильтровался. Кроме того, в годы войны на заводах не редко прятались от призыва в армию дети лавочников, трактирщиков, владельцев мастерских и т. д.
     

     Октябрьский поход

     Октябрьский переворот был логичным продолжением развития кронштадской политики большевистской агитации. Люди не видели другого выхода, кроме Диктауры пролетариата. Желание порядка, преодоления хаоса, бытовой неустроенности, льстивое возвеличивание "простого" человека революционными подстрекателями, привели к уничтожению почти 20 миллионов человек в горниле Гражданской войны, разгрому русской культуры. Национальный переворот уничтожил многие миллионы людей, привёл к разграблению национальных многовековыех ценностей, к самой жестокой политической диктатуре. Конечно, не могли знать проагитированные "революционные" матросы, захватывающие мосты, узлы связи, вокзалы о трагических последствиях слепого бунта, направляемого мощным капиталом. Февральская революция закончилась переворотом, переросла в Гражданскую войну, голодомор, коллективизацию, расстрелы, ГУЛАГ, навлекла Великую Отечественную, подорвала силы всех коренных народов бывшей Империи, превратила людей в безликую запуганную массу, которая и спустя столетие подвергается бесстыдному манипулированию. Продолжение следует...   


     По материалам выставки "Кронштадт в 1917 году" музея "Кронштадтская крепость".
     Выражаю благодарность за оказанную помощь В. М. Пирогова и В. А. Красноярова.

               


Кронштадт. Митинг на Якорной площади в 1905 году.
      

 
 
     
   © Кронштадт, Валерий Играев, 7 ноября 2008 г. [email protected]