|
|||||||||
|
||||||||||
К столетию открытия Кронштадтского Морского завода в здании Клуба Металлистов (бывшем Коммерческого собрания) на 4-м этаже был организован музей Морского завода. В просторной длинной комнате разместили большую экспозицию. Это были макеты кораблей, яхт, изготовленных или проходивших докование на заводе, макеты оборудования, фотографии, посвящённые истории завода, стенды.. Кронштадтский Морской завод имеет очень богатую историю. Множество замечательных людей работало и над его созданием, и над его развитием. Огромное количество кораблей было отремонтировано в доках завода, выпущено множество различных судов. Завод пережил переломные годы переворота 1917 года, годы Отечественной войны. Преодолевая разруху, он восстанавливался, и работал. Пароходный завод был торжественно открыт 4 (16 марта) 1858 года На открытие завода прибыл император Александр II. Русский флот переходил на паровую тягу. Нужны были не только ремонтные, но и производственные мощности. К моменту открытия Пароходный завод имел мощности для ремонта, монтажа, переоснащения судов различными видами оборудования и вооружения. Кронштадт в те годы был главным портом страны, где готовились в рейд различные суда, и производился ремонт потрёпаных морем пришедших. В первый год работы на заводе установили паровые машины на линейные корабли «Синоп» и «Цесаревич», фрегате «Олег». Впервые в России на заводе начали нарезать гладкоствольные орудия как крепостные так и орудия флота. Первые две 12-фунтовые пушки были нарезаны в 1861 году. В этом же году на заводе изготовили броню для первого российского бронированного корабля, — канонерской лодки «Опыт». Различные заводские изобретения выставлялись на международных выставках. Завод участвовал в Лондонской промышленной выставке 1862 года, Московской выставке достижений промышленного производства 1865 года. В литейном цехе завода в 1871 г. была отлита из меди форштевня весом в 224т для броненосного корабля «Пётр Великий». В 1875 году Пароходный завод изготавливал детали к первой отечественной торпеде, сконструированной И. Ф. Александровским. В октябре 1880 года по чертежам Афанасьева и Зотова был изготовлен инжектор для откачки воды из трюмов корабля. В 1900 году на выставку в Париж едут паровые механизмы в пять индикаторных сил с паровым котлом, главную паровую машину в пять индикаторных сил, цилиндрический трубчатый паровой котел, и другие экспонаты. Для города на Пароходном заводе в 1873 году была отлита замечательная решётка Летнего сада, элементы памятника морякам клипера «Опричник» (флаг и флагшток). В 1883 году изготовили решётку Петровского парка. На территории завода были построены мощные для того времени сухие доки — Константиновский (в честь великого князя Константина Николаевича, 1876 г.), Александровский (в честь императора Александра III, 1896 г.) для ремонта более мощных кораблей. А в 1913 году был открыт самый большой сухой док, — док имени Цесаревича Алексея Николаевича, для ремонта линейных кораблей типа «Севастополь». К концу XIX века вокруг завода находилось много различных вспомогательных мастерских: шлюпочная, столярная, малярная, такелажная, парусная, сапожная, водолазная, швейная фабрика, лесопильный завод, переведённая из Петербургского порта в 1891 году. Многие из них впоследствии были присоединены к Пароходному заводу. В 1904 году на заводе срочно готовились для похода на фронт Русско-Японской войны корабли 2-й Тихоокеанской эскадры. В годы Первой мировой войны проходили срочный ремонт повреждённые корабли, устаревающие корабли требовали частого ремонта. В 1917—1918 годах восстанавливали корабли, выведенные из Гельсингфорса и Ревеля. В 1919 году были отремонтированы корабли «Петропавловск», «Андрей Первозванный», крейсера: «Олег». «Светлана», 4 миноносца, 10 сторожевых судов, 7 подводных лодок, 4 тральщика. Но большинство кораблей простаивало в порту. Не хватало людей, топлива, материалов, запасных частей... Начиная с 1921 завод постепенно восстанавливался. В 1922 году прошли докование ледоколы «Ермак» «Трувор», линкор «Парижская коммуна», и около 40 других судов. В 1924—1925 годах на заводе ремонтировали крейсер «Аврора», который в тяжёлые годы чуть не продали на металлолом за границу. В эти годы на заводе работало около 1000 человек. В 1929 году завод переименовали в Морской. Заводу требовалась модернизация из-за изношенности оборудования.Реконструкция завода начала проводиться с 1933 года. Так, в 1939 году было капитально отремонтировано 72 станка и 55 станков прошли текущий ремонт, в механическом, котельном цехах были отремонтированы мостовые краны, устанавливались новые станки. В годы Великой отечественной войны, завод не прекращал свою работу. На карте артобстрелов видно, как интенсивно обстреливался завод. На заводе переоборудовали и вооружали вспомогательных суда и ремонтировали корабли, подводные лодки, поврежденные в боевых операциях, производили мины, детали оружия для фронта. В блокадные дни паёк рабочего завода доходил до 250 граммов хлеба. Часто отключали электричество. Много сил отнимало восстановление цехов после бомбёжек. Большой раздел музея посвящён тем военным годам. В 1944 году Морской завод был награждён Орденом Ленина за самоотверженный героический труд в годы войны.. Послевоенные годы, — годы восстановления цехов, модернизации завода, внедрения новых технологических процессов, развития инфраструктуры. Через докование в заводе проходят почти все крупные суда, выпущенные с Ленинградских верфей. В 2003 году из дока завода вышел атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». заводу нужны заказы, требуется серьёзная реконструкция. В настоящее время, как и в далёкие постреволюционные, на заводе работает около 1000 человек. В музее Морского завода много интересных необычных экспонатов, фотодокументов, макетов кораблей, доков, механизмов. Одну из центальных мест занимает макет Петровского дока. Музеем руководит Председатель кронштадтского Совета ветеранов войны Михаил Васильевич Коновалов, который может рассказать о лучших годах завода, о 150-летней его истории. Музей Морского завода
Кронштадт, пр. Ленина, д. 39, 4-й этаж (ДК им. Мартынова); |
||||||||||
|