Первый человек, который захотел бороться со льдом, был кронштадтский
купец Бритнев. Это было в 1864 г. Как известно, Кронштадт отрезан
от сухого пути водою. Летом сообщение поддерживается на пароходах,
зимою на санях, но в распутицу, когда нет пути по льду, а пароходы
уже прекратили движение, бывали большие затруднения по перевозке
грузов и пассажиров. Бритнев попробовал – нельзя ли пароходом ломать
лед. Он, в 1864 году, у парохода «Пайлот» срезал носовую часть так,
чтобы она могла взбегать на лед и обламывать его. Этот маленький
пароход сделал то, что казалось невозможным; он расширил время навигации
осенью и зимой на несколько недель.
После того как пароход «Пайлот» дал такие успешные результаты, Бритнев
построил ему в помощь пароход «Бой», и движение в распутицу сделалось
весьма сносным. Пароходы Бритнева, однако, были очень слабы, а потому
все-таки были случаи, что сообщение с материком затруднялось; но
когда, лет 8 тому назад, ораниенбаумская компания завела два парохода
в 250 сил, сообщение с материком сделалось вполне обеспеченным.
Первые опыты с пароходом «Пайлот», который имел очень слабую машину,
повели к предположению, что простая мысль продавливать лед корпусом
въезжающего на него парохода не совсем практична, и в 1866 г. был
испытан в Кронштадте проект инженера Эйлера, предлагавшего ломание
льда посредством гирь. Была взята канонерская лодка, у которой в
носовой части устроили гири и приспособили шесты с минами. Гири
действительно проламывали лед, но у лодки не хватало силы машины,
чтобы раздвигать разломанные куски. Таким образом, дело это оказалось
совершенно непрактично. Мысль Бритнева, напротив, получила полное
применение.
В 1871 г. стояла чрезвычайно суровая зима в Европе; вход в Гамбург
замерз, и решено было построить ледоколы. Были посланы в Кронштадт
инженеры, чтобы посмотреть, как Бритнев ломает там лед. Они купили
чертежи Бритнева за 300 р., и, сообразно с этими чертежами, был
построен для Гамбурга первый ледокол, предназначенный ломать лед
посредством своего корпуса.1)
Пароходный буксир «Pilot» водоизмещением 23 brt с силовой паровой
установкой около 20 л. с., был построен в Англии в Ньюкастле на
верфи Чарльза Митчелла (C Mitchell & Co ) по заказу Михаила Осиповича
Бритнева в 1862 году.2) Прибыв в Кронштадт, пароход возил
пассажиров и почту из Кронштадта в Ораниенбаум и обратно.
«Большое удобство для публики, желающей ехать в Пайлот» почетного
гражданина Бритнева, который ходит ежедневно до настоящего открытия
навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум в 8, 12 и
3 часа».3)
К осени 1862 года М. О. Бритнев в своих мастерских, находившихся
в Кронштадте на пересечении Александровского бульвара и Нарвской
улицы, модернизирует форштевень парохода, срезав его ниже ватерлинии
под углом 20 градусов к линии киля. «Pilot» перевезли на тележках
до берега Каботажной гавани, где спустили краном на воду. Теперь
пароход мог ломать лёд, наваливаясь на него, и раздвигать, создавая
полынью для прохода других судов.4)
«Пайлот», как правило, работал в паре с другим буксирным судном «Айрут», ломая лёд и расчищая полынью.
Надо сказать, что эти пароходы не могли ломать крепкий лёд,, и лёд прорубали «ледоколы», — рабочие (иногда, более сотни), которые прорубали полынью для самих пароходов, — отколотые льдины отгонялись пароходами в широкое место полыньи или к отмели.5)
Газета Кронштадтский Вестник в 1872 году опубликовала статью, в
которой корреспондент отмечал: «…сегодня 25 ноября свершилось 10
лет, как маленький винтовой пароходик «Пайлот» потомственного почётного
гражданина М. О. Бритнева начал свои плавания во льду между Кронштадтом
и Ораниенбаумом…С лёгкой руки маленького «Пайлота» мы едва можем
вспомнить один только случай, когда два дня не получали почту из
Ораниенбаума. Инициатива введения способа сообщения во время распутицы
на маленьких пароходах принадлежит, бесспорно, владетелю пароходика
«Пайлот» и составляет серьёзную заслугу в глазах жителей нашего
города».5)
Перевозка грузов и пассажиров (около 50 человек на борту) в распутицу
приносила купцу хороший доход, поэтому М. О. Бритнев в 1874 году
на своём заводе заложил новый пароход со скошенным и усиленным форштевнем.
Пароход «Бой» был спущен на воду в феврале 1875 года. Он имел большее
водоизмещение, чем у «Пайлота», более мощный двигатель, усиленную
обшивку носовой части. Пароход долгие годы работал в Кронштадте,
помогая колоть и расчищать лёд.
В 1876 году на заводе Бритнева был построен пароход с названием
«Ледокол», который работал на реке Свирь и в Онежском канале.5)
В 1889 году на воду спущено ещё одно судно ледокольного типа «Буй».
В 1889 году в рейс между Кронштадтом и Ораниенбаумом вышел пароход «Луна» построенный в Швеции в Гётеборге на верфи «Мотала» по заказу Товарищества пароходных сообщений, а в 1890 году — парный пароход «Заря». Товарищество имело свои пристани в Кронштадте и Ораниенбауме, Более мощные пароходы Товарищества имели каюты для пассажиров, буфет, туалет. Пароходы преодолевали лёд до 25 см, проходили маршрут от Кронштадта до Ораниенбаума за 20 минут. Цены на перевозки снижались, и пароходы М. О. Бритнева уступили более удачливым конкурентам.
Успешный опыт эксплуатации
ледокольных пароходов М. О. Бритнева в Кронштадте способствовал
развитию ледокольного флота, укрепил вице-адмирала С. О. Макарова
в намерении создания первого в мире арктического ледокола «Ермак»,
способного колоть двухметровую толщу льда.
1) Макаров С. О. Ермак во льдах. СПб.: Акц. общ. печатного дела в России Е. Евдокимова. 1901. С.24
2) Tyne Built Ships, http://www.tynebuiltships.co.uk/P-Ships/pilot1862.html. Информация требует дальнейшей проверки
3) Кронштадтский Вестник.1864. 12 (24) апреля, № 44 (366) 15 (27) апреля, № 45 (367).
4) Мельникова А. Ю. Владелец завода, судов, пароходов. «История Петербурга», №1 (70), 2014. С.34-40
5) Андриенко В. Г. Ледокольный флот России 1860-е – 1918 гг. М: Европейские издания. 2009.
|
|
Пароход «Пайлот»
|
Пароход «Пайлот»
|
Михаил Осипович Бритнев |
3-й офицерский флигель |
|
|
|
|