Враг вошёл в Севастополь. Англо-французский флот угрожает Кронштадту и столице. 31 августа 1855 года последовало высочайшее утверждение проектов строительства пяти морских батарей: четырёх — на Северной отмели, продолжилось укрепление Северного и Южных фарватеров системой частых свай. Проектировались морские батареи, которые создавали бы сплошную завесу огня от северного до южного берега залива.
Строителем морских батарей был назначен командир Северного инженерного округа инженер-генерал-майор Иосиф Гедеонович Дзичканец. К работам приступили после того, как окреп лёд.
Строить батареи на акватории, особенно зимой, было очень трудно. В пробитые во льду лунки забивали деревянные сваи ручными копрами.
Затем под лёд опускались срубленные ряжи, которые заполнялись камнем (наружные ряды) и грунтом (внутренние ряды). «Рубка ряжей, предназначенных к загрузке землею, производилась с особой тщательностью, как стен жилых строений, с прокладкою между венцами наружных стен сверх пола паклею, скрученною в жгуты. Полы этих ряжей настилались… пластинами… толстыми досками»; «…по личному распоряжению генерал-адъютанта Тотлебена приняты были все меры для усиления подвозки земли. В помощь подрядчику выделены казенные рабочие для выемки земли на Ораниенбаумском берегу, для погружения ее в ряжи на батарее, а также для устройства и содержания ледяной дороги»1.
Военное положение заставило вооружать ещё не вполне достроенные батареи. Весной 1856 года, с окончанием Крымской войны, работы по строительству морских батарей продолжались, но шли значительно медленней. Батареи разоружались.
Много неприятностей приносили наводнения и лёд..
Так, после наводнения 26—27 ноября 1857 года «на батарее № 1 сломано и унесло в море три куста у наружной ограды,… 6… кустов погнуты. Два ряжа наружной ограды сломаны и опрокинуты в ров, сброшено льдом много камня в воду… Лодка… находившаяся на батарее, поломана и… унесена в море»1.
Осложнившаяся международная ситуация в связи с событиями в Польше в 1963 году, создала реальную угрозу новой войны.
Кронштадтская крепость, являвшаяся главной преградой для вражеских эскадр на пути к столице, срочно готовилась к обороне. В 1863 году временные морские батареи начали перестраивать в постоянные каменные.
Батарея № 1, оставаясь временной расширялась, для чего требовалось завезти на неё 4640 м3 грунта, и была отсыпана до вскрытия ледового покрова при очень напряженной работе. На батарее
для укрытия гарнизона соорудили блиндажи, возвели пороховой погреб. Стихия вносила свои коррективы: 24 апреля на батарее была размыта и унесена часть земли переднего фаса бруствера и разрушена часть верхних венцов охранительных ряжей.
К октябрю 1863 года все постройки были окончены за исключением засыпки землёй. Батарея была вооружена новыми нарезными 60-фунтовыми пушками.
Для обеспечения надежной связи между островами, фортами и батареями к ним подводились телеграфные линии. Темпы строительных работ в Кронштадтской крепости оставались высокими в 1864 и 1865 году. В 1865 году дошла очередь до перестройки батареи № 1 в постоянную, хотя в 1866 году отказались от возведения каменных казематированных траверзов. В 1868 году закончили сооружение гранитной пристани и облицовку мола.
В 1869 году начались работы по расширению острова, чтобы построить казематированные помещения для гарнизона и возвести земляные брустверы между казематированными траверсами.
На фасе форта были размещены две нарезные 9-дюймовые пушки и три 8-дюймовых, на фланге — две 9-дюймовых пушки. Фас и фланг форта — по 150 метров каждый, расположены под углом в 145 градусов. Оба имели по шесть казематов, располагавшихся в два яруса. В верхних ярусах размещался персонал, а в нижних — боезапас. В горже форта — гавань, из которой предусмотрено два прохода в волноломе, который окружает остров.
К началу 90-х годов XIX века южная морская батарея № 1 была вооружена 17-ю орудиями: четырьмя 9-дм пушками, одной 8-дм, двумя 6-дм, четырьмя 9-дм мортирами, четырьмя полевыми (без лафетов) 9-фунтовыми и двумя 4-фунтовыми орудиями2.
После поражения России в русско-японской войне состояние Кронштадтской крепости считалось неудовлетворительным в связи с возросшей дальностью орудий, использования фугасных снарядов, удары которых не выдерживали сооружения крепости. Поэтому, в 1908 году было принято решение вынести приморскую оборону Кронштадтской крепости на 60 км западнее, там намечалось установить батареи с дальнобойными орудиями новой конструкции. На левом южном фланге крепости во втором эшелоне обороны оказались форты «Великий Князь Константин» и «Граф Милютин». Южная морская батарея № 1 стала использоваться под складирование3.
В 1930-х годах на форте построили орудийные дворики для зенитных орудий, отремонтировали и модернизировали жилые и боевые помещения. В годы Великой отечественной войны форт входил в левый фланг второй линии обороны. Вторая линия обороны предназначалась главным образом для отражения возможного наступления противника со стороны Финского залива и держала под огнем тылы немецких войск на восточных участках Ораниенбаумского плацдарма. Эта линия обороны была вооружена 130-, 120-, 100-, 76- и 45-миллиметровыми орудиями. Вторая линия обороны, кроме того, была защищена системой перекрестного пулеметного огня. Пулеметы были установлены в бетонных долговременных огневых точках и деревоземляных укрытиях. Через форт проходила Малая дорога жизни на Ораниенбаумский плацдарм. По ней в конце 1943, начале 1944 годов проводилась мощная переброска 2-й Ударной армии перед снятием блокады.
После войны на форту находилось три 100-мм орудия, которые были списаны в 1957 году. С 1958 года форт находится в заброшенном состоянии.
1 А. А. Раздолгин, Ю. А. Скориков. «Кронштадтская крепость», Л,, Стройиздат, 1988, стр. 207.
2 Станислав Воробьёв. «По Кронштадтской крепости», журнал «Фортовед» № 1 2010 г., стр. 12
3 Л. И. Амирханов, В. Ф. Ткаченко. «Форты Кронштадта», СПб, Остров, 2004, стр. 50.
|
|
Морская южная батарея № 1
|
Стенка внутренней гавани
|
|
Южная морская батарея № 1
|
|